Энциклопедия проекта
"Мобильный музей "Многонациональное Пятигорье"
15.09.2022 г.
Андийцы.
Численность — от 25 до 40 тысяч. Андийцы (самоназвание – «гъваннал», «анди», «андал», авар. ГӀандисел/ГӀандал) — проживают в Ботлихском районе в селах Кванхидатли, Анди, Риквани, Зило, Ашали, Чанко, Муни, Гагатли, Гунха.
С конца 30-х годов андийцев отнесли к андийской ветви одного из субэтносов аварцев, К андийским народам относят:
Андийцы (25-40 тыс.), Ахвахцы (10 тыс.), Каратинцы (8 тыс.), Тиндинцы (10 тыс.), Багулалы (10 тыс.), Годоберинцы (8 тыс.), Ботлихцы (6 тыс.), Чамалалы (7 тыс. чел.), Арчинцы (1200 чел.).
Многие из представителей этих народов не считают себя аварцами. Строго говоря, это разные народы, порой очень древние, у которых совершенно различные языки и традиции. Численность народов по официальной переписи не отражает реального положения дел, поэтому цифры носят несколько условный характер и требуют уточнения.
Гамзуев Гамзу Абдулатипович, директор С.Ц.К.Д (сельского центра культуры и досуга) в селе Анди.
В андийском языке имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский.
Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона. В результате раскопок, проведенных Горным археологическим отрядом в 1968-1970 гг., было выявлено поселение Галгалатли, относящееся к эпохе ранней бронзы (III т. до н.э.). Поселение типа Галгалатли были найдены и в Андийском котловане в окрестностях селений Ашали и Анди, которые тоже относятся к эпохе ранней бронзы.
В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:
Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.
В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. Вероятно, вторжение Тамерлана и борьба андийцев с его войсками оказало влияние на генофонд и внешность андийцев. В поселениях встречается тип внешности как с кавкасионскому типу, так и монголоидные черты.
После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, которое представляло собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство.
Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы кавказской войны, Анди входило в иммамат, а андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов.
Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано, шаровар – ошхъоги, различной обуви, включая кожаные сапожки. Отличительная особенность андийского женского наряда — головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». В этнографических материалах указано, что среднюю часть корпуса обшивали красным шелком, а боковые - лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Исследователи находят сходство андийской, ботлихской чухты с отдельными головными утрами («кичкой» и «сороками») русских, украинских, белорусских женщин.
Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю — лиловым, Головной убор имел важное значение в традициях. Говорят, в былые времена если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.

Андийская бурка — символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.
Один из народов лезгинской группы, субэтнос аварцев. Коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчуниб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района. Численность в России, в соответствии с переписью 2021 года, — 1 693 человека. Верующие — мусульмане-сунниты.
Современные лингвистические исследования относят время, когда произошло разделение протолезгинского, протоудинского и протоарчинского языков, к 1740 году до н. э., то есть примерно 3760 лет назад. Происхождение арчинцев остаётся до конца неясным. Впервые арчинцы упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, относящейся к периоду не ранее конца XIII — не позднее XVI веков. По мнению профессора Е. М. Шиллинга, в прошлом арчинцы входили в состав аварского общества Дусрах (или Риссиб) и время от времени платили дань казикумухским ханам. Вхождение Дагестана в состав России в 1813 году усилило развитие товарно-денежных отношений, расширились торгово-экономические связи, возросло отходничество арчинцев. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона на 1886 год, в Казикумухском округе проживало 802 арчинца. С 1899 года арчинцы входили в состав Гунибского округа Дагестанской област.
С 1921 года арчинцы в составе Дагестанской АССР. По переписи 1926 года в СССР проживало 863 арчинца. В последующих переписях населения СССР арчинцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. Согласно БСЭ, арчинцы в переписи 1959 года назвали себя аварцами, хотя при этом сохраняли родной язык и некоторые этнографические особенности. По переписи 2002 года, в России проживало 89 арчинцев, которые были включены как этническая группа в состав аварцев. Перепись 2010 года зафиксировала в стране всего 12 арчинцев.
Made on
Tilda